- Главная
- /
- Эксперты и публикации
- /
- Спасти от уничтожения объекты всемирного природного наследия ЮНЕСКО в России
Спасти от уничтожения объекты всемирного природного наследия ЮНЕСКО в России
В ОП РФ оценили ситуацию с сохранением уникальных природных комплексов Кавказа, Камчатки и Байкала
12 октября в Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Итоги 44-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО: на пути к Казани». Мероприятие было посвящено объектам всемирного природного наследия ЮНЕСКО на территории России, которые могут быть внесены в список объектов под угрозой по итогам мониторинговой миссии Центра всемирного наследия.
Речь идет о трех объектах: озере Байкал, вулканах Камчатки и Западном Кавказе. В 2022 году 45-я, юбилейная сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО пройдет в Казани. Это большая честь и высокая ответственность для России.
«У нас есть желание сохранять русскую природу, а также международные обязательства, которые мы взяли на себя и стараемся исполнять. Нам бы хотелось подробно поговорить о действиях, которые нужно предпринять с точки зрения Минприроды, чтобы российские объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО не получили статус объектов под угрозой», — сказала, открывая круглый стол, председатель Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Елена Шаройкина.
Михаил Крейндлин, руководитель программы по ООПТ российского отделения Гринпис, подробнее остановился на проблемах каждого объекта. Серьезный вопрос связан с исключением 15 тысяч гектаров из природного парка «Южно-Камчатский» для реализации туристического проекта парка «Три вулкана». Строительство серьезной инфраструктуры категорически неправильно — ее надо размещать за пределами территории объектов всемирного наследия.
Алексей Яковлев, заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Минприроды России, рассказал, что на 44-й сессии комитета речь шла о трех объектах всемирного наследия — Западном Кавказе, вулканах Камчатки и озере Байкал.
Следующий проблемный объект — Западный Кавказ. Первый вопрос ЮНЕСКО касается Лагонакского биосферного полигона, который был выделен в марте 2021 года. Согласно законодательству на биосферных полигонах допускается строительство серьезной инфраструктуры. В частности, планируется строительство горнолыжного курорта «Лаго-Наки». ЮНЕСКО также очень озабочено ситуацией с прилегающими объектами: Сочинским нацпарком и общереспубликанским заказником. В последнем также есть планы по строительству различных объектов инфраструктуры, которые могут привести к перекрытию путей миграции животных.
Кроме того, строится автомобильная дорога в 1,5 километра от объектов всемирного наследия. Это является нарушением положения о национальных парках, которое запрещает строительство в рекреационных зонах. Также опасения вызывают планы строительства дороги Кисловодск — Сочи, которая пройдет через территорию объекта всемирного наследия.
Еще один момент, связанный с объектом наследия «Западный Кавказ»: в 2020 году правительство Республики Адыгея постановило реорганизовать памятники природы «Верховья рек Пшеха и Пшехашха» в природные парки, тем самым разрешив на их территориях строительство линейных объектов. В том числе дороги к Лунной поляне.
В ситуации с охраной озера Байкал ЮНЕСКО тревожат следующие вопросы: новые нормативные правовые акты, которые ослабили защиту озера; изменение нормативов разрешенного колебания уровня воды; отсутствие проекта рекультивации отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК). Крайне беспокоит ЮНЕСКО расширение особых экономических зон, увеличение количества незаконных построек на берегу озера.
Советник гендиректора АНО «Дальневосточные леопарды» заслуженный эколог РФ Всеволод Степаницкий отметил, что за последние четверть века вокруг сети объектов всемирного природного наследия в нашей стране сложился ряд мифов. Например, что придание российским территориями статуса природного наследия ЮНЕСКО — следствие деятельности общественных экологических организаций. Действительно, общественные организации сыграли важную роль в подготовке комплектов материалов, необходимых для номинирования соответствующих объектов в ЮНЕСКО. Однако все итоговые решения принимались федеральными органами исполнительной власти.
Он также подчеркнул, что во всех случаях ключевая мотивация обращения в ЮНЕСКО заключалась именно в том, чтобы вместе со статусом объекта всемирного природного наследия приобрести дополнительные гарантии сохранности и целостности уникальных природных комплексов и объектов, в первую очередь находящихся в границах ООПТ. И жизнь показала, что в целом эти надежды оказались оправданными.
Другой расхожий миф — ЮНЕСКО инициирует включение российских территорий в перечень объектов всемирного природного наследия. На самом деле инициатива исходит от каждого конкретного государства. Во многих странах присвоение статуса объекта всемирного наследия расценивают как высокую международную награду.
Координатор международной коалиции «Реки без границ» Евгений Симонов* подчеркнул, что проблемы с Байкалом связаны с катастрофическим количеством неисполненных решений пяти сессий Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, начиная с 39-й. Это беспрецедентно. Комитет просит полностью запретить сброс сточных вод непосредственно в озеро и не ослаблять нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ. Кроме того, следует приостановить выдачу разрешений на капитальное строительство в водоохранной зоне и на ненарушенных природных территориях. Большая проблема — регулирование уровня Байкала. Решить ее можно отменой временных поправок о регулировании и подготовкой всеобъемлющей оценки воздействия регулирования уровня на состояние уникальной экосистемы Байкала.
Необходимо срочно принять программу климатической адаптации имеющейся инфраструктуры и городской застройки, а также обеспечить единое руководство всеми аспектами рекультивации и нового развития территории бывшего БЦБК.
Ирина Орлова, ученый секретарь научного совета СО РАН по проблемам озера Байкал, в свою очередь указала на то, что правительственная комиссия по вопросам охраны озера Байкал, созданная 30 апреля 2020 года, имеет много функций, но при этом никаких полномочий.
О проблемах объекта «Вулканы Камчатки» рассказала Татьяна Михайлова, руководитель региональной общественной организации «Камчатская лига независимых экспертов», член Общественной палаты Камчатского края. Она сообщила, что вопрос о сокращении территории природного парка «Южно-Камчатский» волнует общественность уже на протяжении двух лет. Особенно опасным для экологии региона объектом является пассажирский морской терминал в бухте Вилючинской. Возведение причальных сооружений идет вразрез с законодательством РФ. Кроме того, эксперт обратила внимание на крайне недостаточное количество государственных инспекторов, работающих на региональных ООПТ.
Валерий Шмунк, директор представительства Всемирного фонда природы в экорегионе «Российский Кавказ», посвятил свое выступление Западному Кавказу. На его территории произошло максимальное сокращение заповедной зоны и последовательное смягчение охранного режима в Сочинском национальном парке, практически полностью на природных территориях были утрачены насаждения самшита, произошло усыхание бука и пихты, лесной массив был фрагментирован.
Основные угрозы сегодня связаны с развитием горнолыжных курортов. С 2016 года осуществляется строительство временной лесной дороги, которая фактически является капитальным объектом. Однако проект строительства не проходил государственную экологическую экспертизу.
Софья Русова, заместитель координатора экологической вахты по Северному Кавказу, рассказала, что более 150 ученых подписались под обращением к Президенту РФ против планов по строительству горнолыжной трассы на плато Лаго-Наки, а активисты собрали более 52 тысяч подписей под соответствующей петицией. Она также подчеркнула, что на территории Западного Кавказа фиксируются многочисленные незаконные вырубки деревьев.
В завершение круглого стола Елена Шаройкина выразила недовольство тем, что на мероприятии отсутствуют представители большинства регионов, в которых расположены обсуждаемые объекты всемирного природного наследия. Она предложила региональным общественным палатам, научным и общественным организациям совместно обсудить спасение уникальных природных объектов и направить предложения в Минприроды.
* Включен Минюстом России в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента
Источник: Общественная палата Российской Федерации
Шаройкина Елена Акинфовна
Член Совета