Опасные отходы: привлечь к утилизации бизнес и население

В ОП РФ обсудили развитие информационной системы учета и контроля за обращением с отходами

Совершенствование системы обращения с отходами I и II классов опасности обсудили на круглом столе, который состоялся в Общественной палате РФ. Организатором мероприятия выступила Комиссия ОП РФ по экологии и охране окружающей среды совместно с ФГУП «Федеральный экологический оператор» (ФГУП «ФЭО»). 

«По сути, перед ФЭО стоит сложнейшая задача по построению с нуля отдельной отрасли по управлению особо опасными отходами, к которым ранее в стране не было системного подхода. С 1 марта 2022 года в России запущена разработанная ФЭО специальная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности — ФГИС ОПВК. ФЭО проделал большую работу, учет и контроль запущен, предприятия-отходообразователи активно регистрируются в системе, однако ее работа требует донастройки. Новое никогда не бывает безупречным. Наша задача — определить ключевые проблемы и выработать эффективные решения в рамках обсуждений с представителями власти, бизнеса и общественности, чтобы адаптировать работу системы системы под запросы ее пользователей», — открывая мероприятие, сказала Елена Шаройкина, председатель комиссии ОП РФ. 

Первыми итогами работы федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами (ФГИС ОПВК) стала регистрация более 47 тысяч пользователей в системе, рассказал Андрей Лебедев, директор направления по реализации государственных и отраслевых программ в сфере экологии госкорпорации «Росатом». В ней отражены и инвентаризованы около 95 тысяч паспортов на отходы. 

«При этом остаются открытыми вопросы ответственности за непредставление данных во ФГИС ОПВК, регулирования обращения населения с опасными отходами, и, конечно, медотходами, относящимися к ОПВК. И на наш взгляд, чтобы решить первую проблему, нам следует установить ответственность в КоАП за отказ в передаче соответствующих данных. Что касается населения, то мы предлагаем внести правила обращения с отходами в один нормативный акт», — предложил он. 

В Совете Федерации уже год работает специальная рабочая группа по мониторингу федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I–II классов опасности», сообщил член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Олег Цепкин. По его словам, за это время были проведены заседания во всех федеральных округах РФ, в которых приняли участие представители органов исполнительной власти и бизнес-сообщества. Отдельно обсуждались вопросы совершенствования законодательства. 

«Наша основная задача — совершенствовать законодательство в области обращения с опасными отходами. Проработать и наконец решить вопрос с опасными отходами, которые образуются у населения. Необходимо законодательно определить, куда их передавать и как учитывать при условии, что граждане не регистрируются в ФГИС ОПВК. Мы ждем все возможные предложения для их дальнейшего рассмотрения», — поделился сенатор. 

Сегодня в рамках ФЗ-268 сформулирован список предложений, необходимых для устранения неопределенностей в контексте сроков обращения с отходами I и II классов, напомнил Дмитрий Тетенькин, заместитель главы Минприроды России. Кроме того, проводится работа по ужесточению лицензионных требований в отношении соблюдения организаторами обязательств при работе с федеральной государственной информационной системой. 

«Система была выверена, она запускалась планомерно, и, конечно, мы все к ней готовились. Мы будем продолжать работу с законодательством, чтобы при необходимости синхронизировать смежные законы и законопроекты, которые оказывают влияние на развитие системы обращения с отходами I и II классов опасности», — сказал он. 

По мнению советника руководителя Росприроднадзора Амирхана Амирханова, работа по становлению и развитию новой системы сбора, транспортировки и утилизации отходов I и II класса идет в полном объеме. 

«Если говорить об информационном обеспечении обращения с опасными отходами, то работа только начинается, но уже сейчас понятно, что все сделано очень профессионально. Мы как контрольно-надзорный орган сами используем ФГИС ОПВК, и она уже сейчас позволяет полностью вести учет и контроль», — отметил он.

Сергей Алексеев, председатель Комитета по природопользованию и экологии ТПП РФ, подчеркнул, что обращение с ликвидными отходами II класса опасности, такими как отработанные свинцово-кислотные аккумуляторы, требует отдельного регулирования. Несмотря на то что более 80 процентов отработанных свинцово-кислотных аккумуляторов по-прежнему поступает переработчикам от физических лиц, оставшиеся 20 процентов, образующиеся у предприятий, с 1 марта передаются переработчикам через федерального оператора.

«Введение платы за сдачу аккумуляторов предприятиями на переработку через федерального оператора воспринимается негативно. Раньше это была доходная статья бизнеса, а сейчас предприятиям приходится платить за переработку аккумуляторов», — сказал он. 

За последние восемь месяцев работы системы произошло увеличение сроков вывоза отходов, отметила Александра Кудзагова, эксперт комитета по природопользованию и экологии ТПП РФ. 

«Хочу сделать акцент на проблемах отдаленных территорий, которые дольше других ожидают вывоза отходов. Этот вопрос необходимо законодательно урегулировать», — рассказала она. 

Юрий Максименко, заместитель председателя комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по экологии и природопользованию, предложил вывести ликвидные отходы из-под общего регулирования. 

«Прекращение материального стимулирования передачи высоколиквидных видов отходов на утилизацию оказывает негативное воздействие на свинцовую отрасль и отрасль по производству химических источников тока и ведет к нехватке сырья», — сказал он. 

Об актуальных проблемах обращения с опасными отходами на примере Санкт-Петербурга рассказал Михаил Страхов, заместитель председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности администрации города. 

«У нас есть два закона, которые гласят, что управляющие компании должны собирать и вывозить отходы I–IV классов опасности. Если они этого делать не могут, этим должны заниматься муниципальные власти, но при этом критерии, по которым можно определить, могут они этим заниматься или нет, в законодательстве отсутствуют. Также управляющие компании и ТСЖ, по сути, занимаются общедомовым имуществом, а опасные отходы в основном образуются в квартирах граждан. Соответственно, они попросту не знают, что им делать», — отметил он. 

Корректировки в законодательство вносятся очень медленно, отметила Татьяна Нагорская, председатель правления ассоциации в сфере экологии и защиты окружающей среды «РазДельный Сбор». 

«268-ФЗ, который дает право предприятиям самостоятельно утилизировать свои отходы на собственных мощностях, вступает в силу лишь в начале весны следующего года. По этому поводу было обращение в Минприроды с просьбой ускорить вступление в силу данной нормы», — пояснила эксперт. 

Сергей Завьялов, член комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей, рассказал об утилизации химических источников тока. По его словам, ежегодно в Россию ввозится до 25 тысяч тонн бытовых батареек, которые становятся отходами, но не попадают в форму 2-ТП (отходы). 

«ФГИС ОПВК— это колоссальная возможность наведения порядка в этом вопросе. Просто инструментом нужно научиться правильно пользоваться», — отметил он. 

Елена Шаройкина добавила, что подобный конструктивный разговор необходимо повторить. 

«Работа системы должна решать государственные задачи, при этом быть ориентирована на бизнес. Участники рынка являются абсолютными союзниками государства и готовы нести ответственность, но вместе с тем бизнес ни в коем случае не должен нести неоправданные убытки в рамках работы с этим инструментов. Предстоит также решить вопрос, куда население будет сдавать батарейки и ртутные лампы и кто будет отвечать за их безопасную утилизацию. Это направление необходимо отрегулировать. И здесь нам никуда не уйти от повышения экологической культуры граждан и просвещения: каждый должен осознавать ответственность и не допускать халатного отношения к образуемым токсичным для окружающей среды отходам», — подытожила она.

Шаройкина Елена Акинфовна

Член Общественного совета Госкорпорации «Росатом», председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной Палаты Российской Федерации, директор АНО «Объединение аналитиков генетической безопасности» (АНО «ОАГБ»)