О посещении объектов по утилизации атомных подводных лодок в Сайда Губе в мурманской области

История вопроса

Чтобы понять масштаб проблемы и произошедшие огромные изменения в вопросе утилизации снятых с эксплуатации атомных подводных лодок надо понять сложность и историю этого вопроса. Кроме технической стороны этой непростой проблемы необходимо было обеспечить экологическую и радиационную безопасность, т. е. состояние защищенности людей, природной среды и жизненно важных интересов граждан, общества, государства от вредных воздействий при проведении работ. 

В начале 90-х годов весь комплекс вопросов, связанных с утилизацией АПЛ, стал открыто обсуждаться во властных структурах. Так уже в 1993 г. более широкая проблема с радиоактивными отходами была под пристальным вниманием Межведомственной комиссии Совета Безопасности по экологической безопасности. В ноябре 1993 г. на заседании МВК рассматривался вопрос «Обеспечение экологической безопасности при обращении с радиоактивными отходами». МВК поддержала создание Правительственной комиссии по комплексному решению проблемы РАО (постановление от 11.11.93 г. № 1026). 

В январе 1995 г. на заседании МВК рассматривался вопрос » Об обеспечении экологической безопасности при захоронении радиоактивных отходов (РАО) и при обращении с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 1995 года № 121 создана МВК по радиационному мониторингу окружающей среды. 

Наконец, в феврале 1997 г. МВК рассмотрела вопрос «Об обеспечении экологической безопасности в Архангельской и Мурманской областях в связи с проблемами утилизации атомных подводных лодок». 

В официальной записке рабочей группы говорилось: «Вопрос экологической безопасности возник в связи с проблемами накоплением радиоактивных отходов, ростом расходов на содержание утилизируемых объектов… Несмотря на настойчивое и активное использование имеющегося арсенала средств…экологическая ситуация не меняется, даже не стабилизируется, а обостряется… Становится очевидным необходимость принятия срочных решений для стабилизации обстановки и перелома тенденции на улучшение экологической ситуации в Северо-Западном регионе России». В приведенном детальном анализе указывался масштаб проблемы, в частности, было отмечено: 

необходимо утилизировать около 200 ректоров ВМФ (суммарной активностью около 2 млрд. Ки);форсировать вывоз на ПО«Маяк» отработанного топлива атомного флота;низкие темпы утилизации (4 ПЛА в год) приводят к значительным финансовым затратам на техническое обслуживание, обеспечение плавучести и взрыво-пожаро-безопасности, ядерной и радиационной безопасности, выведенных в отстой, но не утилизированных АПЛ. Содержание такой лодки обходится 4 млрд в год (в ценах 1995 г.) 

Утилизация АПЛ производится в связи с выработкой установленных сроков, когда затраты на содержание не отвечают военным качествам корабля и в соответствии с международными обязательствами России. К 2000 году по этим обязательствам необходимо вывести более 100 ПЛА. В настоящее время выведено 88 АПЛ, на которых 126 реакторов. Эти лодки размешены в пунктах базирования флота и на СРЗ , вблизи населенных пунктов. Основным требованием безопасности при утилизации АПЛ является выгрузка отработавшего ядерного топлива из реактора, по имеющемся данным с топливом удаляется 99% радиоактивности, но оно не выполняется. В настоящее время только на 26 АПЛ топливо выгружено. Это привело к стремительному накоплению АПЛ подлежащих утилизации. Уже к концу 1997 года в отстое в ожидании утилизации находилось 124 АПЛ, из них 105 АПЛ содержались на плаву с невыгруженными активными зонами. Из-за физического износа более 30 снятых с эксплуатации АПЛ с ядерным топливом на борту потеряли герметичность цистерн главного балласта и угрожали затоплением с риском возникновения крупных радиационных и ядерных аварий, затрагивающих обширные регионы страны и большие группы населения. 

Было также отмечено, что «на Кольском полуострове скопилось больше миллиона Ки ТРО и более 7000 куб. м ЖРО. В хранилищах гражданского и военного флотов находится более 100 (21000 ОТВС) активных зон ОЯТ, которые необходимо отправить на переработку и около 700 шт. дефектных ОТВС неподлежащих переработке, а требующих их изоляции от окружающей природной среды. 

Более 100 активных зон находится в реакторах атомных подводных лодок, подлежащих утилизации и находящихся на плаву в местах близко расположенных к населенным пунктам. 

Площадки временного хранения ТРО на СФ и хранилища ОТВС не отвечают требованиям нормативных документов по радиационной безопасности. 

Хранилища СФ для всех категорий РАО и ОТВС заполнены на 100%. На СФ нет ни одного действующего комплекса по переработке РАО. Необходимость снятия с эксплуатации как гражданских так и военных ЯЭУ влечет за собой образование еще большего количества РАО различной активности в ближайшее время. 

При современных темпах вывоза, только на вывоз уже накопленного ОЯТ (100 активных зон) потребуется около 10 лет.
В сложившейся ситуации, если не будет увеличено количество эшелонов хранилища ОЯТ на Кольском полуострове разгружены не будут до 2030 года, что может привести к дальнейшему накоплению ОЯТ, чрезвычайному осложнению экологической обстановки и дополнительным большим финансовым расходам. 

Не менее важной проблемой является проблема утилизации дефектного отработавшего ядерного топлива, которое ПО «Маяк» не принимает на переработку. Это 642 ОТВС с активностью 750 тысяч Кюри, хранящихся на ПТБ «Лепсе» ОАО «ММП»».
Для реализации программы работ по комплексной утилизации АПЛ, выводимых из состава ВМФ принято постановление Правительства № 644–47 от 31.08.92 г. Ни одна из этих работ не выполнена и практически не начата».
В 1995 г. Президент Российской Федерации издал Указ от 28.07.95 г. № 767с. » О дополнительных мерах по обеспечению работ по комплексной утилизации атомных подводных лодок, выводимых из состава ВМФ» , но из-за недостаточного финансирования решение вопроса остановилось на прежнем уровне. 

Правительством Российской Федерации в 1996 г. принимается постановление от 25.03.96 г. № 344–24 «О мерах по обеспечению комплексной утилизации атомных подводных лодок и кораблей, выведенных из состава ВМФ и судов с ядерными энергетическими установками Министерства транспорта Российской Федерации», но и после этого постановления из-за недостаточного финансирования перелома в ситуации не произошло». 

Ситуация с АПЛ, подлежащими утилизации в Северодвинске, была удручающая. Отсчет можно вести с 1972 года, когда туда была поставлена подводная лодка, именуемая в документах заказ 900, с невыгруженной активной зоной. Акватория порта была превращена в опасное хранилище отслуживших свое атомных подводных лодок (7 шт.) Специалисты считают, что время или авария могут привести к чрезвычайной обстановке из-за радиоактивного загрязнения. Превращение территории города Северодвинска в хранилище радиоактивных отходов происходило долгие годы. 

Вот такая печальная картина была зафиксирована не так и давно в нашей новейшей истории. Если сказать образно, то «мы прошли по лезвию ножа» без инцидентов и аварий в ядерно-опасной отрасли. Перелом в решении многих из перечисленных проблем наступил, когда были разделены сферы ответственности между военно-морским флотом и Министерством по атомной энергии (правоприемник — государственная корпорация «Росатом»). Военные моряки полностью освобождались от несвойственных им обязанностей по утилизации АПЛ, проблем с ОЯТ и т. д. Постановлением правительства РФ № 518 от 28.05.1998 г., Генеральным заказчиком и координатором работ по утилизации АПЛ выведенных из боевого состава флота, определён Минатом РФ. Кстати, это постановление было подписано премьер-министром С. В. Кириенко.

Меньщиков Валерий Федорович

Член Совета