Принципы «синей экономики» в инфраструктурных инициативах освоения Арктики и водных ресурсов России.

Семинар «Возможности «синей экономики» для развития морских и арктических проектов» организовали Арктический и антарктический научно-исследовательский институт совместно с компанией Kept и Русским географическим обществом. Концепция «синей экономики», основанная на устойчивом использовании ресурсов Мирового океана, включает три ключевых принципа: защиту и сохранение водных ресурсов, природоохранный менеджмент и внедрение решений для адаптации к климатическим изменениям. Развитие этой концепции подчеркивает первостепенную роль океанов и морей в глобальной экономике, открывая новые возможности для экологически ответственного развития.

Среди всех природных зон России проблематика «синей экономики» в наибольшей степени актуальна для Арктики, поскольку именно здесь находятся основные водные ресурсы. Инфраструктурный проект, реализуемый в водной среде и захватывающий самое протяженное пространство морской прибрежной зоны, — это Северный морской путь. Он опирается на отрасли, относящиеся к секторам «синей экономики», это и судоходство, и деятельность портов. Ежегодно в Арктике увеличивается объем морских грузоперевозок. По итогам 2024 года, в частности, он составил почти 38 млн тонн, что на 1,6 миллиона тонн больше, чем годом ранее. Активно расширяется портовая инфраструктура, растут объёмы и география дноуглубительных работ. Развитие Северного морского пути должно осуществляться без роста экологических рисков. В такой ситуации особую роль приобретает контроль за экологическим состоянием в акватории Северного морского пути.

Для осуществления полноценного государственного экологического мониторинга имеющейся в Арктике наблюдательной системы недостаточно, отметил в ходе дискуссии директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института, член Общественного совета Росатома Александр Макаров.

«Наблюдательная сеть Росгидромета в Арктике в основном береговая. Возможностей для наблюдений на акватории не так много. Попутных исследований с судов недостаточно, а морские научные экспедиции проводятся нерегулярно и имеют другие приоритетные задачи. Но контроль экологического благополучия арктических морей должен осуществляться долгосрочно, регулярно и системно. Важно создать единую методическую базу и качественную наблюдательную сеть. Мы должны мерить одно и тоже, в одних и тех же местах, в одно и тоже время. Важно, чтоб реализация этого стратегически значимого для страны проекта осуществлялась под государственным контролем», — подчеркнул Александр Макаров.

Он пригласил экспертное сообщество детально обсудить вопрос создания государственной системы экологического мониторинга в акватории СМП в ходе Международной конференции POLAR, которая состоится 21 мая 2025 года на площадке Арктического и антарктического научно-исследовательского института в Санкт-Петербурге.

Справка

Комплексное развитие Арктической зоны РФ является одним из стратегических приоритетов государства. Для решения поставленных задач первостепенное значение имеет повышение объема перевозок по СМП. Развитие этого логистического коридора обеспечивается за счет налаживания регулярных грузоперевозок, постройки новых атомных ледоколов и модернизации соответствующей инфраструктуры. Предприятия госкорпорации «Росатом» и члены Общественного совета Росатома принимают активное участие в этой работе, уделяя внимание минимизации экологических рисков.

Фото: https://www.aari.ru/press-center/news/novosti-aari/deyatelnost-v-arktike-dolzhna-stroitsya-na-printsipakh-«siney-ekonomiki»