Круглый стол «Зелёная повестка, экология и электрическая мобильность для мегаполисов, опыт городов России и других стран» объединил экспертов в области развития электротранспорта и систем накопления энергии. Модератором мероприятия выступила Юлия Зворыкина, профессор МГИМО МИД России, д.э.н., член Общественного совета ГК «РОСАТОМ», член Общественного совета при Министерстве по делам развития Дальнего Востока и Арктики РФ.

Доклад исполнительного директора Ассоциации развития технологий систем накопления электроэнергии (АРТСНЭ) Ильи Белавинцева был посвящен развитию отрасли систем накопления энергии в России как важнейшему фактору развития электротранспорта. Напомним, в числе учредителей Ассоциации – РЭНЕРА, бизнес-интегратор Росатома по системам накопления энергии. Докладчик особо остановился на роли предприятий Росатома в становлении этой отрасли.

Какие выводы из развития электромобильности в мире мы можем применить в России? На этот вопрос ответил Павел Азгальдов, инвестиционный директор компании «Энергон», ранее директор по стратегическому развитию АО «ТВЭЛ». По его словам, важно адаптировать литий-ионные батареи к российского климату не только для электромобилей, что обусловлено географическими и климатическими факторами. Это охват вечной мерзлотой: 65% территории России, в основном к востоку от Уральских гор, круглый год испытывает отрицательные температуры. Арктические территории, Сибирь и Дальний Восток сталкиваются с температурами до -57°C. Таяние вечной мерзлоты и добыча ресурсов в Арктике требуют надежных беспилотных систем для мониторинга инфраструктуры, обороны и логистики. Нормативно-правовые и экономические драйверы этой работы задают Стратегия развития Арктики до 2035 г., где обозначен приоритет беспилотных систем для обеспечения безопасности Северного морского пути (СМП), разведки ресурсов и иных операций, и нацпроект «Беспилотные авиационные системы», который предусматривает до 2030 г. > 696 млрд руб. на развитие производства гражданских БАС, из которых ~25% направлено на арктические приложения. Планируется производство 32,5 тыс. отечественных БАС ежегодно.  При этом до ~30% от общего числа развертываний БАС нацелены на регионы с отрицательными температурами. Схожая оценка по беспилотным наземным транспортным средствам. При этом уже существуют технологии литий-ионных и натрий-ионных батарей, устойчиво работающих при отрицательных температурах вплоть до -70ºС. Эксперт считает, что «голубой океан» (благоприятный рынок) для России в сфере электромобильности – развитие национальных легковых электромобилей на основе единой российской платформы быстрой замены батарей; выстраивание циркулярной экономики, ориентированной на извлечение максимальной полезности из литий-ионных батарей; развитие технологии и сфер применения литий-ионных батарей в условиях отрицательных (до -70ºС) температур.

Заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., профессор, зав. кафедрой «Инженерно-экологические инновации и комплексная безопасность» МАДИ Юрий Трофименко раскрыл перспективы декарбонизации автомобильного транспорта за счет использования электроэнергии. По его словам, в числе ключевых трендов, определяющих трансформацию отрасли – диверсификация источников энергии на транспорте (электрификация, водородные технологии); цифровизация, беспилотные, высокоавтоматизированные транспортные средства, интеллектуальные транспортные системы, сочетание автоматизированного вождения и автоматизированной логистики. Также это управление мобильностью, транспортным поведением разных фокус-групп населения и индивидуумов для повышения качества жизни, уменьшения социального и цифрового неравенства; персонализация транспортных услуг; минимизация рисков потери экологической устойчивости транспортных систем в связи с внешними вызовами, климатическими изменениями, природно– и энергоресурсными ограничениями.

Российский и зарубежный опыт реализации потенциала городского наземного электрического транспорта общего пользования стал темой доклада Сергея Андреева, Заместителя председателя Исполкома Координационного Транспортного Совещания государств-участников СНГ. Докладчик отметил, что текущие реалии развития городов стран СНГ требуют совместного поиска путей повышения эффективности их транспортных систем, с фокусом на качественное обеспечение городской мобильности при одновременном снижении негативных последствий от деятельности транспорта, в т.ч. экологических. В интересах общества – содействовать развитию пассажирского транспорта на принципах устойчивости, стабильности, удобства, безопасности и доступности для всех, взаимодействовать с различными органами государственного управления с тем, чтобы сделать общественный транспорт надежным и высококачественным для большинства населения.

По окончании круглого стола участники мероприятия приняли участие в Московском параде электрического транспорта, посвященном 80-летию Великой Победы. Торжественный автопробег прошел по маршруту ЦВК «Экспоцентр» – Парк Победы. В нем приняли участие электробусы (троллейбусы с автономным ходом), коммерческие, служебные, коммунальные электромобили, электротранспорт для курортной отрасли, такси и каршеринга, электромобили отечественных и зарубежных марок.