Северный морской путь и малые АЭС – значимый инструмент освоения труднодоступных недр, считают эксперты

В журнале «Горная промышленность» №1 2025 года опубликована статья Ульяны Ивановой («Атом-Регион», г. Москва), Николая Чернегова (РГГРУ (МГРИ) им. Орджоникидзе), и члена Общественного совета Росатома Ю.В. Зворыкиной (МГИМО) «Системный подход к эффективному взаимодействию горных предприятий и социально-экономической инфраструктуры в Арктике».

Цель статьи – разработка подходов и методы формирования элементов управления развития горной промышленности в условиях Арктики..В исследовании использованы данные, полученные путем контент-анализа большого количества научных публикаций, практических материалов, экспертных заключений, нормативных актов и отчетности компаний. В ходе работы были применены такие методы, как научное обобщение, классификация, экономический анализ, экспертиза и статистика. Помимо традиционных методов, исследование включало междисциплинарный подход.

В статье рассмотрены вопросы организации взаимодействия предприятий горной промышленности и государства при развитии социально-экономической инфраструктуры в Арктике на примере Чукотского автономного округа. Проанализирована динамика объемов производства горнодобывающих компаний, рассмотрены факторы, влияющие на эффективность работы предприятий минерально-сырьевого комплекса, и на темпы роста региональной экономики. Исследованы меры государственной поддержки предприятий, проанализированы механизмы развития опорных населенных пунктов в Арктике, подходы к созданию их мастер-планов. Изучены возможности системного подхода к формированию кластеров для развития экономического потенциала региона в увязке промышленных объектов с развитием инфраструктуры и социальной сферы. Обоснованы меры поддержки семейного бизнеса как одного из механизмов укрепления кадрового потенциала Арктической зоны.

Большое внимание в статье уделено технологиям атомной энергетики и роли Северного морского пути (СМП). Отмечено, что для энергоемких производств региона крайне важна энергетическая составляющая – энергоснабжение на Чукотке выполняется дифференцированно, с разделением на три изолированных энергетических узла. При этом крупнейшими объектами энергетической инфраструктуры являются выбывающая Билибинская АЭС (36 МВт) и компенсирующая её ПАТЭС «Академик Ломоносов» (70 МВт), выбывающая Чаунская ТЭЦ (39 МВт) компании РусГидро, Анадырская ТЭЦ и Эгвекинотская ГРЭС. Объем производства энергосистемы Чукотки избыточен и составляет 782,5 млн кВт∙ч. Но с учетом перспективных проектов и выводом Билибинской АЭС в ближайшие годы в регионе ожидается энергодефицит. При высоких тарифах на электроэнергию добывающие компании тяготеют к автономной дизельной генерации энергии, хотя затраты на доставку топлива достигают 70% в структуре себестоимости производства. Как значимый логистический фактор, авторы отмечают расположение Чукотского округа вблизи СМП. Порты Чукотки Певек и Провидение стали частью нового мирового транспортного коридора. Проект по строительству нового морского терминала порта Певек на мысе Наглейнын является критичным для роста грузооборота СМП. Важнейшим вопросом для региона является обеспечивающий его функционирование северный завоз. В условиях ограниченной навигации и отсутствия стандартных транспортных магистралей доставка большинства промышленных грузов и потребительских товаров осуществляется морем в порты Анадырь и Певек, далее – речным и автомобильным транспортом. Такая логистика приводит к существенному росту затрат на любой вид продукции, доставляемой в регион.

Отмечено, что интерес к территории подтверждается инициативами Госкорпорации «Росатом», которая планирует осуществить значительный вклад в развитие Чукотского АО и освоение Арктики на современной основе. Госкорпорацией намечена реализация в сжатые сроки крупных и взаимосвязанных проектов с расчетом на долговременную работу в регионе: – освоение месторождения золота «Совиное», «Дор» и «Рывеем» и строительство атомной станции малой мощности «Шельф-М» (2024–2030 гг.) для их энергообеспечения; – строительство (и последующая эксплуатация госкорпорацией) четырех модифицированных плавучих энергоблоков (2029–2031 гг.) для снабжения электроэнергией Баимского ГОКа, а также строительство морского терминала на мысе Наглейнын в морском порту Певек для установки лодок, а также обеспечения грузооборота в интересах KAZ Minerals. Также в 2024 г. была запущена Программа финансирования инициатив АО «Концерн «Росэнергоатом» (дивизион Росатома) и Правительства Чукотского АО на общую сумму 543 млрд руб., из которых 329 млрд руб. – средства Концерна, направляемые на благоустройство территорий, ремонт и оснащение объектов социальной инфраструктуры. Росэнергоатом реализует проекты строительства жилья на территориях присутствия (г.о. Певек и г. Билибино), занимается развитием продовольственного обеспечения.

На основании большого фактологического материала авторы делают вывод, что Чукотский АО может избрать вертикальную кластерную стратегию, при которой предприятия взаимодополняют друг друга путем организации технологических цепочек и взаимосвязанных этапов производственного процесса, или горизонтальную стратегию, при которой диверсификация деятельности компаний разных сфер будет способствовать разнообразию выпускаемой продукции. По мнению авторов, условиями эффективного развития Чукотского АО в настоящее время являются: организация деятельности экономических субъектов региона на основе кластерного подхода; создание объектов инфраструктуры всех видов при администрировании данного процесса государством; максимальное использование внутренних трудовых ресурсов региона и привлечение специалистов на постоянную работу в форме семейного предпринимательства в сфере сервиса; внедрение инновационных решений в коммунальной и социальной сфере для создания привлекательных условий постоянного проживания в регионе; полноценное использование потенциала портов Чукотского АО и магистрали СМП для экспорта продукции и доставки грузов; создание и внедрение технологических процессов по переработке природного сырья для получения продукции с высокой добавленной стоимостью.